Приглашение отправлено Спилбергу не случайно – ведь именно он снял всемирно известный фильм “Список Шиндлера”, повествующий о спасителе евреев Оскаре Шиндлере. Пригласительное письмо подписал экс премьер-министр М.Гайлис и экс-президент Вайра Вике-Фрейберга. Ответ пока не получен. Гайлис также рассказал о намерении пригласить президента Израиля, когда тот будет с официальным визитом в Латвии.

http://rus.apollo.lv/novosti/spilberga-priglasili-na-otkrytie-muzeya-lipke/556827

Праведник Жан Липке:

фото:rigacv.lv/trip/kipsala

Давид Зильберман ( США )

В один из первых дней немецкой оккупации банда шуцманов (латышских полицаев) ворвалась в дом к Жану Липке – они пришли за его дочерью Анной, комсомолкой-активисткой. Не застав ее дома – в первые же дни войны она была мобилизована в Красную Армию и ушла вместе со своей частью – полицаи в ярости набросились на Жана, его жену и сыновей и жестоко их избили. Это было первое знакомство семьи Липке с новой властью. В центре и пригородах Риги сразу начались ежедневные облавы – охота на евреев и бывших советских активистов. Людей сгоняли большими ко лоннами в Бикерниекский лес на расстрел или убивали прямо на улицах. Именно в эти дни Жан без колебаний сделал свой выбор. Он всеми силами стремится помочь несчастным в беде, особенно евреям, со многими из которых он дружил или был знаком до войны.

С первых же дней оккупации у него дома на Баласта Дамбис, 50, прячутся многие его знакомые и даже незнакомые. Людей надо спасать! Эта мысль не дает ему покоя. Ради преследуемых и обреченных на смертьЖан готов идти на любой риск. Спасение этих людей становится смыслом его жизни. С приходом немцев Жан устраивается работать грузчиком в так назы ваемые “Красные амбары” на Московской улице, возле рынка. Эти склады находились в ведении немецкой военной организации “Люфтваффе”, по­ ставляющей оборудование и материалы для фронта. Там Жан проработал более полутора лет, но впоследствии, после войны, откровенно признался, что за все время работы в амбарах для немцев не поднял ни одного мешка… К осени 1941 года фашисты сгоняют всех евреев в гетто – в огороженный участок улиц Московской, Лудзас, Садовниковой. Жану было поручено забирать ежедневно по утрам из гетто группу евреев, приводить в амбары Люфтваффе и следить за их работой. Благодаря этим обязанностям он получал возможность встречаться с заключенными гетто, помогал им продуктами, лекарствами, иногда приводил знакомых к себе домой, чтобы переждать тревожное время накануне облав. Это было опасно и не просто, но ему это удавалось, так как в гетто поначалу не было строгого учета заключенных: людей, вернувшихся с работ вечером, стражники у ворот не проверяли поименно. Главное, чтобы общее количество рабочих в группе не изменялось.

Жан иногда подбирал своих дружков-латышей, нацеплял желтые звезды на их одежду и доукомплектовывал ими свою поредевшую группу, а затем эти парни, незаметно сняв звезды, в суматохе, стоявшей у ворот, выходили из гетто уже как “арийские” сопровождающие групп. Рассказы­ вают, что однажды из-за отсутствия одного заключенного в своей группе Жан прицепил звезду на свою одежду, и его группа вошла в гетто без сопровождающего, зато в полном составе.

Работая в Красных амбарах, Жан знакомится и завязывает дружбу с шоферами из “Люфтваффе” Карлом Янковским и Жанисом Бриедисом, которые впоследствии оказывали ему неоценимые услуги в транспортировке многих беглецов из гетто.

Однажды в сентябре 1941 года шуцманы выследили Жана и учинили очередной налет на его дом. В ту ночь он оставил у себя переночевать своего давнишнего приятеля Хаима Смолянского, который повредил на кануне в амбарах ногу и еле передвигался. Около трех часов ночи громко залаяла собака и начала метаться. Жан подошел к окну и увидел, что дом окружен шуцманами, вооруженными автоматами. Ворвавшись в дом, они начали обыск.

http://forum.myriga.info/index.php?showtopic=1136