Rafi Haradžanjana raksts par Noru Noviku žurnālam “Музыкальное обозрение”.
О НОРЕ НОВИК (29.07.1941 – 15.07.2009)
Когда мы узнали, что Раффи Хараджанян стал председателем Ассоциации национальных культурных обществ Латвии, один из моих знакомых шутливо воскликнул: «Как, один, без Норы Новик?». И кто, как не они сами,виноват в том, что их имена произносятся почти что слитно.
Наталья Кисиc «Нора и Раффи – игра в 4 руки». Газ. «Диена – Новый день», 1999, 20 ноября
«Современная музыкальная культура, фортепианно-ансамблевое музицирование понесли урон, который лишь со временем будет полностью осознан. Внезапно ушла из жизни замечательная пианистка, солистка рижского фортепианного дуэта “Riga Piano Duo” Нора Альфоновна Новик. Последний полный концерт знаменитого дуэта состоялся в апреле сего года в Волгограде в Муниципальном институте искусств им. П.А.Серебрякова и прошел с неимоверным успехом». Так в газете Петербургской консеватории написал композитор, профессор Геннадий Белов.
Для меня – и не только – произошедшее – это трагическое и неправдоподобное событие, ибо Нора была полна сил, юмора, планов, находилась в прекрасной пианистической форме. Не давая себе никаких поблажек, учила новый репертуар, искала свежий подход к ранее игранному. На пульте ее рояля стояли неосвоенные нами Вариации К.Рейнеке, пьеса А.Пярта, три мои новейшие аранжировки музыки Валерия Гаврилина, с которым наш дуэт связывала особо теплая дружба. С какой готовностью Нора, которая, как назло, накануне сильно повредила ногу, скача на костылях,- но не теряя улыбки, – отправилась прошлой осенью на Шестой гаврилинский фестиваль в Вологду, на фестиваль, опекаемый «Музыкальным обозрением». И играла в концертах с полной отдачей к радости слушателей. Художнический и человеческий подвиг!
Готовила Нора и сразу 4 сочинения Раймо Кангро: 21 сентября динамичный эстонский мастер мог бы отметить 60-летие. И мы, как наиболее близкие ему интерпретаторы, были приглашены участвовать в юбилейном концерте в таллиннском зале «Эстония». В.Гаврилин и Р.Кангро относились к Норе с особой нежностью. Те же слова могу отнести к Сергею Артемьевичу Баласаняну, Эдисону Денисову, Вадиму Бибергану, Петерису Васку, Освалдасу Балакаускасу, Бронюсу Кутавичюсу… Она располагала к себе редким сочетанием житейской скромности, неприхотливости с изумительным профессионализмом, ответственностью и художественной смелостью, боевитостью, даже дерзостью на сцене.
Увлечь ее замыслом, если он сулил открытие, новизну – было несложно. Так, совсем недавно она за 21 день (!) вместе с нашим общим учеником Русланом Пережило и мной выучила и великолепно исполнила в Петербурге Тройной концерт Р. Казадезюса, который прозвучал впервые в России. Хотя заранее было понятно, что активной «эксплуатации» сочинение не подлежит: много организационных трудностей исполнения. Не опасаясь упреков в нескромности, могу сказать, что годами наши выступления на международных фестивалях фортепианных дуэтов (Екатеринбург, Москва, Петербург, Сан-Франциско, Бад-Гереналб, Минск, Шауляй…) становились праздником для слушателей и коллег. Мы играли на «Варшавской осени» и «Ленинградской весне», «Московской осени» и Загребском Биеналле, Вильнюской «Гайде» и фестивале Земли Шлезвиг-Голштейн… В США мы с сенсационным успехом показались впервые в 2007 году. Нас тут же пригласили вновь. Мы много играли по миру – на Тайване,в Японии, Северной Корее, в Израиле, во многих европейских странах, особенно регулярно в Германии. Для Петербурга мы стали «своими».
Нора чрезвычайно много сделала для балтийской музыки (первые исполнения сочинений десятков композиторов), для русской (помимо множества питерских авторов, могу назвать и москвичей – Ю.Буцко, А.Холминова, Е.Ларионову. Нора дала их опусам яркую сценическую жизнь). Она так самозабвенно и часто играла армянских авторов, что в Риге ее с улыбкой величали «народной артисткой Армении». Не остались в стороне авторы из Англии, Германии. А с какой охотой она разрешала «ребусы» музыки Л.Берио, Дж.Крампа, Л.Феррари, Г.Гурецкого, Э.Бергмана… 40 летие (!) нашей совместной деятельности в минувшем сезоне отмечено серией концертов в переполненных залах Латвии, России, Армении, Германии, Нора имела звание заслуженной артистки ЛССР (1973), премии Союзов композиторов Латвии (1981), Ленинграда (1990), Урала (1989).
Нора Новик – уроженка Москвы, где ее родители оказались в эвакуации. Она много лет училась у видного рижского профессора Валерия Зоста, который привил ей великолепные профессиональные качества (особенно, феноменальную «мелкую технику») и строгие критерии. По окончании Латвийской консерватории (1964) Нора совершенствовалась в Ленинграде в аспирантуре (до 1967 года), где и сама культурная атмосфера города на Неве и, особенно, занятия в классе вдохновенного профессора П.А.Серебрякова превратили ее в художника, способного не только восхищать, но и проникать в потаенные уголки души слушателя. Она имела огромный сольный репертуар, играла с оркестром (в том числе, под управлением К.Элиасберга и Л.Вигнера) Первый концерт П.Чайковского, Вторые – С.Рахманинова и С.Прокофьева, Концерт Э.Грига…
В 1968 году Нора увлеклась искусством фортепианного дуэта. Свободный диалог двух личностей за роялем, оркестрово-богатое звучание фортепианного ансамбля навсегда покорили ее. Она служила жанру преданно и даже одержимо, сумела придать ему новые черты, освоила гигантский репертуар, способствовала возникновению все новых опусов. Многое записано на пленку. Наш дуэт играл с К.Кондрашиным и А.Янсонсом, Д.Ханджяном и Р.Мартыновым, С.Сондецкисом и Ю. Домаркасом, А.Борейко и Э.Клаасом… От И.С. Баха и В.А.Моцарта до П.Васкса и А.Шнитке. Издавались пластинки. По всему миру разошлись CD c «Зарисовками» (полный цикл) В.Гаврилина и «Посланием» П.Васкса. Выходят – уже после ее ухода – новые диски. В разных странах. Также в разных странах изданы многочисленные сборники, в которых Норой проделана спецредактура. Ее художническая репутация и честность придавала вес и силу работе жюри международных конкурсов исполнительской молодежи (Токио, Санкт-Петербург, Киев, весной ее ждал Волгоград).
Ее обожали ученики. Она не жалела себя в работе с ними, с радостью делилась всеми секретами мастерства. Они теперь работают как в Латвии, так и в России, США, Германии, Израиле. Анкетные данные (грехи отца-чекиста) стали истинной причиной безжалостного, не имеющего прощения, «сокращения» ее из штата Латвийской консерватории (1994). Это же надо додуматься: «сократить» пианистку с мировой славой! Да еще в предпенсионном возрасте. Увы, таковы реалии… От консерватории ее отлучили, а от учеников – не смогли. Были консультации, были мастер-классы в США, России, Германии, Белорусии, на Украине и Тайване.
Вернусь к словам Г.Белова (запись для его CD в марте сего года стала последней нашей записью в студии): «Безусловно, Нора останется в нашей памяти как изящная пианистка, блестящий виртуоз с колоссальной эмоционально-исполнительской амплитудой. В ее туше можно было услышать массу оттенков: от яркого, порой, гротескного звучания рояля до самого нежного и воздушного. Такой артистки, такого неповторимого, душевно тонкого человека нам будет не хватать». Своим талантом, мастерством, удивительным трудолюбием и энтузиазмом Нора вписала свое имя в историю музыкальной культуры наших дней.
Раффи Хараджанян
P.S. Памятные концерты организованы в Риге и литовском Шауляе. Планируются они и в Петербурге и Ектеринбурге. Фестиваль фортепианных дуэтов в Сан-Франциско летом 2010 года посвящен ее светлому облику. Имя Норы решено присвоить конкурсу юношеских камерных ансамблей в Марупе (Латвия): она работала в жюри этого конкурса 4 года подряд, с момента его основания. «Зал Норы» будет в Доме Ассоциации национальных культурных обществ Латвии в Риге, где пианистка почти 2 десятилетия бескорыстно участвовала во многих культурных мероприятиях. Готовится книга, в которую, в частности, войдут письма Норы за многие годы, – их сохранила пианистка Н.Белинкая из Тель-Авива.
Россыпью звуков
много историй
рассказано Раффи,
поведано Норой…
Теперь – как обычно…
закаты и зори,
нет только Норы,
нет только Норы…
Михаил Кокжаев, композитор, профессор Ереванской консерватории им.Комитаса
(июль 2009, Ереван)