Да, осень уже стучится. Холода вот-вот грядут. Синоптики настойчиво пугают…
А для Ассоциации им. И.Козакевич, несмотря на неоднократные и своевременные обращения в вышестоящие институции, все никак не могут выявить-обнаружить пару-другую тысяч латов, которые позволят задраить финансовую брешь, образовавшуюся в связи с невниманием Министерства культуры ЛР к повседневным нуждам нашей организации, к заявкам на дотацию. которые АНКОЛ в прошлом году ТРИЖДЫ (!) направлял в Минкульт. Те, к сожалению, ТРИЖДЫ оставались без ответа (хотя налоги – многие ли об этом помнят? – платим мы все!). Затем минкультовские чиновники, не обсуждая и, как теперь говорят, не коммуницируя с социальным партнером , сами и по-своему подсчитали: сколько именно денег нужно Дому АНКОЛ на выживание. Не на проживание, а хотя бы на выживание. Но, что сразу стало ясно, считали не сообразуясь с реалиями! Ведь в последнее время безумно возросли тарифы легендарного монополиста “Силтумса” – диктующего свои правила и безнаказанно (пока!), в нарушение законодательных актов, -хорошо осознавая это – подвергающего серьезной опасности засыхания аж шесть деревьев на территории Ассоциации. При этом несколько из них многолетние! Пробиться к малосведущему, но зато неугомонному (особенно, по части поездок в дальние страны), самоуверенному и ныне снятому министру оказалось невозможным. И да будет известно: совсем не только известные деятели оперного искусства не в восторге от манер и образа действий Ж.Яунземе -Гренде.
автор рисунка В.Кононенко
И вот что характерно: теперешняя критическая ситуации в Ассоциации – не первая. Уже две подобные, кризисные, с поначалу невнимательным отношением к насущным нуждам АНКОЛ ранее были преодолены. С напряжением сил, конечно (их лучше бы направить на решение творческих проблем). Вначале при министре И. Далдерисе, а потом при С.Элерте (кстати, оба почтили Дом на Слокас 37 своим присутствием и, вроде бы, впечатлились, даже прониклись известным интересом). Поневоле напрашивается вывод: “наступать на те же грабли” – это неотъемлемое свойство (“специализация”) Министерства культуры при решении вопроса субсидирования жизнедеятельности Ассоциации национальных культурных обществ им. И.Козакевич (АНКОЛ) ? АНКОЛ хочет (надеется) видеть в Минкульте заинтересованного советника, куратора, благожелателя, помощника…. А видим, как ни печально, в последние годы… лишь провайдера. Им, в общем-то, не до нас. Не до наших проблем, которые застоялись. И требуют разрешения. Уже на снежный ком становится похоже.
Почему так? Если на то пошло, число функицонеров мощно растет. Н случайно знающие люди отмечают, что чиновник плодит чиновника. Две предыдущие, во многом схожие ситуации, помогли разрулить экс-президент В.Затлерс и премьер-министр В.Домбровскис. Кто и как будет делать это теперь? И неужели вопрос нахождения в “карманах государства” пары-другой тысяч латов, объективно требуемых для нормализации работы крупной национально-меньшинственской организации, обладательницы Дома, в течение лет неустанного труда обретшего (завоевавшего) место и роль Центра культуры, должен “вентилироваться” на столь высоком уровне? А сами многочисленные чиновники не могут сообразить: с каким огнем уже не первый год балуются? Не могут додуматься до того, что их в Европе, где вопрос разнообразия культур ставится очень серьезно, попросту не поймут? Или надеются на наше скромнейшее, коленнопреклонное и тишащее принятие их – наконец назовем истинное слово! – дискриминационных по существу действий?
Ассоциация им. И.Козакевич сегодня это целых 22 национально-культурных общества и союза. Чтобы выбраться из неприятной и просто тяжелой экономически-финансовой ситуации (для нас, разумеется, она такова, но, разумеется, не для госбюджета – для него такие суммы что-то наподобие покупки трамвайного билета простым тружеником) АНКОЛ-у предлагают участвовать в конкурсах проектов, ловить их возможности. Или, скажем честно и откровенно, гоняться за удачей.
Хорошая, конечно, мысль! Ценные рекомендации даны! Но… Призадумаемся на минутку, Взглянем на дело реалистически. Без розовых очков.
Отопление – это же базовые потребность и расходы! Это не какой-либо концерт или выставка, которые в крайнем случае можно отменить или перенести на другое время. Не забудем, что конкурсы проектов – своего рода лотерея. Просмотрев результаты проведенных Фондом интеграции конкурсов проектов последних семи лет, можно с огорчением отметить, что организации национальных меньшинств среди победителей встречаются крайне редко. Заметим также, что, как ни странно, за многие годы представители АНКОЛ – за исключением Х. Абу-Мери, – по доступной нам информации, в конкурсных комиссиях Фонда интеграции не появлялись… И как это вышло? Неужели все наши товарищи такие асоциальные? Или наша организация столь незаметная? Себя ни в чем не проявила? Кстати, у нас уже имеется недавний печальнейший опыт, когда латвийский Фонд интеграции отказал в финансировании нашему многоопытному и популярному фестивалю “Едины в многообразии” (в этом году проведем уже в 11-ый раз). Отказал на том основании, что недостает нашей организации … kapacitates (то-есть, наращенного, накопленного ОПЫТА!). Ну не смешно ли использовать подобную формулировку-“игру” в отношении организации, которой уже, слава Богу, четверть века! И которая, как теперь можно предвидеть, зимой будет находится – по случаю юбилея, что-лиь подарок такой, вместо скажем, концертного рояля? – в не топленном помещении. Это до чего же надо дожить всем нам и столь замечательному Минкульту, чтобы доехать до такого!
Прогнозируют, что Министерство культуры Латвии в следующем году увеличит свой бюджет на 10 миллионов латов.. Некоторые толкуют об этом с уверенностью. И относят предстоящее разбухание финансовых возможностей Минкульта к крупным достижениям уволенного министра. Вы думаете, АНКОЛ им. И.Козакевич, в Доме которого течет крыша, требует замены электро инсталяция и необходимы меры по противопожарной безопасности, эти финансовые щедроты государства как-то коснутся?
Ох, как сильно сомневаемся! Мы уж молчим о необходимости внутренних ремонтных работ, об устаревшей мебели и оргтехнике, о необходимости реставрировать рояли… Кстати, в рижском Доме Москвы все в этом отношении выглядит комфортабельнее. Не один латвийский деятель с опаской и даже негодованием в последнее время говорит о российской концепции политики “мягкой силы”. Да, нельзя н заметить ее конкретные проявления. Но коли это так – противопоставляйте ей свои реальные доводы, а не только разговоры. Lūdzu!
Рижские пожары последнего времени – один из них коснулся даже Президентского замка и подверг серьезной опасности исторические ценности нации, за которые в ответе… да, да Министерство культуры ЛР (тот факт, что министр самолично кидалась в огонь, когда огонь уже разгорелся, делу не помогает и драматизм картины только усиливает – надо было меры предпринимать вовремя!). Неужели они ничему не научили, неужели опять чиновники не видят дальше своего носа? А Дом АНКОЛ – напомним – официально, по нашей инициативе, занесен в латвийский список памятников архитектуры местного значения. Его надо холить и лелеять, что мы и пытаемся делать своими скромными (по возможностям) действиями в самом Доме, своими заявками, заявлениями и, кстати, данной статьей!
Между тем, есть Закон 1991 года, который никто не отменял. Называется: Par Latvijas nacionālo un etnisko grupu brīvu attīstību un tiesībām uz kultūras autonomiju. В пятой и десятой статьях четко определено, что “обязанность государства – содействовать деятельности и материальному обеспечению” работе обществ и ассоциаций Латвии. 5. pants. Visiem Latvijas Republikas pastāvīgajiem iedzīvotājiem ir garantētas tiesības dibināt savas nacionālās biedrības, to apvienības un asociācijas. Valsts pienākums ir sekmēt to darbību un materiālo nodrošināšanu. 10. pants. Latvijas Republikas valsts institūcijas sekmē materiālo apstākļu radīšanu Latvijas teritorijā dzīvojošo nacionālo un etnisko grupu izglītības, valodas un kultūras attīstībai, paredzot tam valsts budžetā noteiktas summas.
Так в чем же вопрос?
И еще. Не пришло ли время независимого финансирования Дома АНКОЛ (разумеется, подконтрольного госведомствам), – уж коли это нестандартный случай: заслуженная и респектабельная общественная организация не только организует и проводит мероприятия, но и владеет подаренной государством крупной недвижимостью. Согласитесь: государство щедро сказало “А”, а вот “В” произносит лишь частично. При том – годами. Меж тем, мы знаем прекрасные примеры такого рода заботы, реализованные в Германии и Чехии, Дании и других странах… Жители Эстонии вообще только улыбаются и недоуменно пожимают плечами, когда узнают о финансово-экономических трудностях АНКОЛ.
P..S. Самое занятное, что по проекту, представленному в Рижскую Думу, АНКОЛ удостоился суммы, позволяющей осуществить программу фестиваля “Едины в многообразии-2013”. Пять из восьми мероприятий афиши намечено провести в нашем Доме, Доме на Слокас, 37. Не правда ли, волнительно узнать: как это – без отопления – будет происходить в заснеженной декабрьской Риге? Чиновники Минкульта в это время будут, по традиции, настежь открывать окна своего особняка (не раз мы такое видели), а анколовцы и зарубежные гости фестиваля будут, трясясь от холода, скакать-отплясывать, но не искусства ради, а чтобы согреться… Непонятно только, как быть с детским концертом в том же помещении?
P.P.S. Заметили ли вы, что со вступлением в ЕС, нацменьшинства Латвии (акцент теперь явно переместился с них на представителей “третьих стран”, они ведь в Европе громят магазины и жгут машины в случае чего…) все более из субъекта интеграции првращаются в объект. НАС ИНТЕГРИРУЮТ. НЕ МЫ САМИ ЭТО ДЕЛАЕМ И РАСПРОСТРАНЯЕМ ИДЕИ ИНТЕГРАЦИИ. Нет! Огромные европейские деньги деньги передаются той или иной организации( в случае с меньшинственским и весьма художественно неубедительным – об этом наш сайт уже писал! – концертом Праздника песни-2013 – Латвийской академии культуры, в случае с предстоящим в ноябре сего года Форумом по случаю Международного Дня толерантности – Латвийскому Рижскому обществу и т.д.). И уже те нас, наподобие детей малых, вовлекают: без участников им не обойтись. Странно это…
P.P.P.S. Познакомьтесь с информацией о 430 тысячах латов на интеграцию в латвийское общество 300 персон из третьих стран. Она ужасает! Найдите силы, полюбуйтесь тем, как чиновники распорядились огромными деньгами – работники Национального центра интеграции заявляют журналистам, что “интеграция — дело тонкое и стоит недешево”. Надо же – сообразили! А в нашем случае почему подобная мысль их не посещает?
Красота, такие бешеные деньги – и только на студентов и представителей ТРЕТЬИХ стран: